Приветствую Вас, Приходящий! Регистрация RSS

Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

Роза о тринадцати лепестках

Адин Штейнзальц 
Роза о тринадцати лепестках


Глава I. Миры

Физический мир, в котором мы живем и который воспринимают наши органы чувств, — всего лишь часть невообразимо огромной системы миров. Большинство их духовны по своей природе; они совершенно иные, нежели известный нам мир. Это не обязательно означает, что они существуют в других областях пространства — точнее было бы сказать, что они существуют в других измерениях бытия. Более того, происходит настолько глубокое взаимопроникновение и взаимодействие различных миров, что они становятся как бы составными частями друг друга; при этом каждый из них служит отражением другого и, наоборот, — сам отражается в ином мире, стоящем выше или ниже его, — изменяясь, преобразуясь и даже искажаясь под влиянием такого взаимодействия. И тот реальный мир, который мы видим вокруг себя, — суммарный результат бесконечно сложного комплекса взаимных влияний различных областей всего мироздания.


Мир, где существуют ангелы, — мир созидания, — представляет собой систему нефизических сущностей, большинство из которых просты и однозначны. У каждого ангела есть свой ярко выраженный характер, проявляющийся в его деятельности в нашем мире. Вот почему говорится, что ангел может выполнять только одну задачу, — сущность ангела элементарна по сравнению с необычайной сложностью человека; она может проявляться в различных формах, но всегда остается однозначной, подобной любой из сил природы. Ибо несмотря на то, что ангел наделен Б-жественным сознанием, оно не влияет на его сущность и задачу, точно так же, как физические силы в природе имеют простые и четко определенные функции и не меняют своей сущности. Наряду со святыми ангелами, порожденными сферой святости и принадлежащими ей, существуют и ангелы разрушения, называемые «бесами» или «демонами», которые порождаются связями человека с противоположными святости сторонами действительности. Образом жизни своей человек создает ангелов и в этой сфере, но ангелов другого рода, другого уровня, относящихся к иной реальности. Эти враждебные святости ангелы могут существовать как в низших, так и в высших, более духовных мирах; последнее возможно потому, что хотя они и не принадлежат миру святости, во всех мирах и системах бытия имеет место взаимопроникновение святого и несвятого и взаимовлияние между ними.

Непосредственно над миром созидания находится мир, называемый миром творения, состоящий, как и другие, из множества различных уровней, царств и «дворцов». И так же, как мир созидания состоит из совокупности духовных созданий, чья сущность — чувства и эмоции в чистом виде, так мир творения представляет собой мир чистого разума. Это означает не только то, что мир творения, по сути своей, представляет собою мир интеллекта, но и то, что в этом мире заключена способность постижения истинной, внутренней сути вещей и проникновения в нее. Иначе говоря, разум является в этом мире и творческим началом, и регистратором и хранителем знания.

Мир творения называют также «миром престола»; это определение заимствовано из книги пророка Йехезкеля, удостоившегося видеть Б-жественный «Престол Славы». Строго говоря, тот аспект Б-жественности, который открывается пророкам в их видениях, относится к миру, находящемуся над миром творения и известному как «мир излучения». Но это тот источник, из которого Б-г открывается лишь немногим, в то время как мир творения — Его престол, а Земля — подножие у этого престола, на которое Всевышний, образно говоря, опирается Своими стопами. Кроме того, Б-жественный престол — или иной термин: «Колесница» — это средство, с помощью которого Всевышний ниспосылает созданиям и объектам нашего мира жизненную энергию, входящую при этом в соприкосновение со многими сложными системами во всех мирах. Так что мир творения представляет собой как бы перекресток бытия, где жизненная энергия, поднимающаяся из низших миров, и жизненная энергия, нисходящая из высших, встречаются и вступают друг с другом в некое взаимодействие. Поэтому постижение «Пути Колесницы», то есть понимание того, как действует «Престол Б-жественной Славы», означает проникновение в высшую тайну, доступную лишь считанным посвященным. А за пределами этой величайшей тайны даже человек, удостоившийся откровения, может получить лишь смутные представления о том, что происходит еще выше. Ибо мир творения — это мир, которого человек способен достичь лишь в высочайшей точке своего духовного развития, выявляя при этом принадлежность своей души особым уровням бытия. Ибо если человек проникает в тайну Колесницы, это означает, что он стоит в той самой точке, где пересекаются различные миры.

И в тот момент, когда он стоит на этом перекрестке, ему дается знание всего существующего и всех превращений, прошлого, настоящего и будущего, так что Б-жественное открывается ему как первопричина и первоисточник всех сил, в каком бы направлении они ни действовали. Разумеется, человеку не дано постичь это до конца; тем не менее, даже частичное постижение «Пути Колесницы» дает ему представление о том, что происходит в мироздании.

В мире творения тоже есть свои «дворцы», то есть «места» в метафизическом смысле, различные сферы бытия со своим ритмом времени; имеется соотношение между прошлым, настоящим и будущим, между причиной и следствием; его населяют души и существа, принадлежащие только этому миру. Все они — ангелы высшего порядка, срафим. Как и ангелы мира созидания, срафим — отдельные абстрактные сущности, неподвластные никаким изменениям. Но если ангелы мира созидания являются воплощениями чистых эмоций, то ангелы мира творения — сущности чистого разума. Срафим — это ангелы, в которых проявляются высшие уровни интеллекта. Они также отражают различия между разнообразными плоскостями сознания и постижения, каждой

из которых соответствует определенный аспект разума. Наконец, каждое такое существо из мира творения служит посланником, получающим жизненную энергию от ангелов и душ мира созидания и передающим ее на более высокий уровень, в мир творения, и дальше — к бесконечным высям.

То, что мир творения находится выше мира созидания в цепи причин и следствий, означает не только превосходство разума и сознания над чувствами; дело также и в том, что мир творения — сам по себе более высокий мир, ибо различные миры определяются как «низшие» и «высшие» по степени их восприимчивости к Б-жественному свету. Если идти по системе миров сверху вниз, все более будет преобладать материальное; другими словами, обитатели нижних миров более отчетливо, чем обитатели высших, ощущают независимость своего существования, в большей степени осознают свою индивидуальность. Это сознание своего отдельного «я» препятствует проникновению в них самих Б-жественного света и одновременно затемняет их истинную, неизменную сущность, которая с крыта под оболочкой конкретной личности. Чем ниже расположен мир, тем отчетливей ощущают свое «я» его обитатели и, соответственно, тем глубже скрыта в этом мире его Б-жественная сущность. Тем не менее можно сказать, что все миры — автономные, казалось бы, сферы бытия — существуют только благодаря тому, что Б-г скрывает Себя. Ибо там, где Б-жественный свет проявляется во всей своей полноте, не остается места для существования чего-либо другого. Мир может существовать только при том условии, что его Создатель сокрыт. Итак, если спускаться от высших миров к низшим, то можно увидеть, что на каждом последующем уровне автономность, независимость существования мира выражается все резче, в то время как Б-жественный свет становится все менее явным. Поэтому существа, обитающие в мире действия, могут дойти (как это часто с людьми и случается) до такого состояния, при котором они не только не осознают существования Б-жественного света, но и вообще отрицают его. С другой стороны, чем выше мир, тем восприимчивей он к Б-жественному свету.

Если в нашем мире необходимы пророческий дар или религиозное озарение, чтобы увидеть Б-жественное во всем многообразии его форм и на всех его уровнях, то обитатели высших миров оказываются более восприимчивыми к Б-жествеиному свету и меньше сопротивляются ему. Поэтому мир творения, находящийся над двумя другими мирами — действия и созидания, намного «прозрачнее» их, а его обитателям гораздо лучше известно, как именно постоянно творится заново их мир и как проявляется в нем Б-жественная сила. В то же время, поскольку мир творения существует все же в определенном смысле автономно, населяющие его создания наделены индивидуальностями. С одной стороны, они воспринимают Б-жественный свет и полностью признают его всемогущество, с другой же — осознают свою отделенность от этого света и ощущают независимость своего существования. Это значит, что и срафим всем своим существом стремятся приблизиться к Б-жественному, ибо несмотря на то, что они вознесены на невообразимую для человека высоту и воплощают собою высшее понимание и высший разум, они осознают, что далеки от Всевышнего.

На самом деле только за пределами мира творения, а именно в мире излучения — высочайшем из миров, который нельзя, строго говоря, назвать миром, ибо ему присущи абсолютная прозрачность и восприимчивость к Б-жественному свету, — уже невозможна какая бы то ни было автономия, и поэтому сущности мира излучения не являются независимыми. Только в мире излучения Б-жественность не скрывается ни за какими преградами и завесами, разделяющими предметы и явления. Вот почему можно сказать, что мир излучения уже не является миром, что это — сама Б-жественность. В мире творения, несмотря на его повышенную, по сравнению с низшими мирами, восприимчивость к Б-жественному свету, все еще сохраняется независимое существование индивидуальностей, отделенных от Б-жественного Первоисточника. И поэтому различие между миром излучения и миром творения качественно иное, чем между любыми другими уровнями. Здесь проходит граница всей системы независимых существовании, отделенных друг от друга «экранами» или «завесами», а над ней находится сам Источник всего бытия, и там уже больше нет никаких завес.

Овеществленный образ такого «экрана» — занавес, отделявший Святая Святых в Храме, ибо Храм, в некотором смысле, — символическая модель всего мироздания. Занавес служил преградой свободному потоку Б-жественного света во всей его чистоте. Пока Б-жественный свет проходит сквозь прозрачные уровни бытия, могут изменяться цвет, направленность и интенсивность светового потока, но суть его остается прежней. А что происходит, когда свет встречает преграду, «завесу»? Хотя, находясь по обратную сторону экрана, можно различить сквозь него некое свечение, сам свет сквозь него не проникает.

Идея завесы — лишь образ, служащий для объяснения сущности различий между уровнями мироздания. В мире излучения нет никаких перегородок, в нем царит полное единство. Для существования мира, воспринимаемого нами как хотя бы отчасти не зависимого от Первопричины, необходимо, чтобы Первопричина была скрыта от него. Это отстранение Б-жест-венного света лежит в основе процесса сотворения мироздания, и завеса, скрывающая этот свет, необходима, чтобы миры могли проявиться как существующие сами по себе. Именно таков один из центральных образов книги Брейшит: в начале творения была «тьма над бездной». И из этой тьмы, возникшей вследствие существования завесы, отделявшей Творца от Его творения, были вылеплены низшие миры.

Что касается нашего мира — мира действия, — он, как мы уже говорили, помимо сферы материальной включает в себя и духовный мир, а на самом деле — множество духовных миров. Миры эти со своими многочисленными «дворцами» настолько разнообразны, что крайне трудно усмотреть общее в их духовных функциях. С одной стороны, нетрудно выделить среди них области духа, источники которых — мудрость и творчество: философия, математика, искусство и тому подобное, — области, в которых истина или красота предстают как объективные, нейтральные категории. С другой стороны, имеются области духа с различными ценностными системами — позитивными или негативными. Ибо наряду с существованием физических и духовных средств для того, чтобы поднимать мир и человека на более высокие уровни святости в мире действия, существуют и возможности контактов между нашим миром и мирами, расположенными под ним, которые называются «сферами зла», «мирами клипы»* (— Клипа — скорлупа, оболочка, скрывающая истинную суть мироздания).

В сфере клипы тоже есть «дворцы», в которых имеются свои иерархические системы зла, одна над другой (вернее, одна под другой), причем зло становится все более сильным и очевидным на каждом последующем уровне. Как можно догадаться, и здесь существует тесная взаимосвязь с миром действия. Ибо хотя сам по себе мир действия — мир нейтральный, в определенном смысле он принадлежит мирам зла и находится среди них на том уровне, который именуется клипат нога. Это уровень, к которому относится все, что по сути своей не направлено ни к святости, ни против нее. Таким образом, этот мир занимает нейтральное положение по отношению к святости. Тем не менее, когда человек полностью оказывается в этой сфере, совершенно не пытаясь возвыситься над ней, ему не удается понять свое предназначение, и его существование оказывается лишенным своего главного смысла.

Ниже области клипат нога находятся миры абсолютного зла. Каждому из них присущ свой собственный аспект зла, и, подобно мирам святости, миры зла связаны друг с другом посредством взаимопроникновения и взаимного влияния; однако процесс этот идет по нисходящей, достигая самых глубин зла. Как и во всех тирах, в сферах зла все явления объединены тремя общими понятиями: «мир», «год» и «душа». Другими словами, все происходящее в этих сферах ограничено рамками, определяющими «место» в духовном смысле — «мир»; этим сферам свойственно некое качество, связанное с категориями времени и причинности («год»); и, наконец, в них присутствует «душа» — то есть духовные существа, обитающие в мирах зла. Эти существа, населяющие миры зла, тоже называют ангелами, однако это ангелы-губители, ангелы разрушения. Подобно ангелам высших миров, это духовные создания, и существование каждого из них ограничено строго установленными рамками и имеет вполне определенную цель. Так же как в мирах святости свойством ангела может быть святая любовь или святой трепет пред Создателем, и в мирах зла существуют самые различные эманации и импульсы: ангел разрушения может быть выражением порочной любви» мерзкого, нечистого страха и тому подобных эмоций.

Некоторые из этих ангелов-губителей — вполне самостоятельные существа с ярко выраженными характерами; существование их, в некотором смысле, вечно — по крайней мере, оно будет длиться до тех пор, пока зло не исчезнет с лица земли. Кроме них существуют ангелы-губители, созданные человеческими грехами, в результате которых зло обретает объективное существование: нечистой мыслью, порывом, продиктованным ненавистью, дурным поступком. Ибо помимо зримых разрушительных последствий человеческих грехов в результате каждого из них, совершенного злонамеренно, создается абстрактное одушевленное существо — ангел зла. Каждый из этих ангелов принадлежит определенной сфере зла, соответствующей побуждению или поступку, давшему ему жизнь. Однако по своей внутренней сути ангелы, обитающие в сферах зла, не являются полностью автономными — они зависят от нашего мира, получают из него жизненную силу, которую могут передавать различными путями на более низкие уровни. Поскольку лишь человеку дано право выбора, он влияет на низшие миры совершаемым им злом точно так же, как изменяет высшие миры, творя добро. Любое действие человека порождает сгусток духовной энергии — ангела; все духовные силы человека вовлечены в его действия, и каждый ангел, созданный его поступком, превращается в его спутника, становится частью его реального существования. Как и ангелы святости, ангелы разрушения служат своего рода каналами для передачи жизненной энергии, которая в этом случае покидает наш мир и проходит через разные уровни порока, ступень за ступенью, пока не достигает самых глубин мерзости в мирах зла.

Отсюда явствует, что миры зла непосредственно связаны с человеком и, в свою очередь, влияют на него; их воздействие проявляется либо в физических, конкретных, либо в абстрактных, духовных формах. Ангелы-губители искушают нас и подстрекают ко злу, передавая знания о нем из своих миров в наш. В то же время, чем больше зла творит сам человек, тем больше жизненной энергии эти ангелы «выкачивают» из него для своих сфер.

С другой стороны, эти же ангелы-губители служат для наказания грешников. Ибо грешник наказывается неминуемыми последствиями сотворенного им зла, подобно тому, как праведник получает награду в виде последствий совершенных им благих дел. Короче говоря, грешника наказывают «замыканием круга», погружая его именно в ту сферу зла, которую он сам и создал. Ангелы-губители проявляются в разных формах, материальных и духовных, и разными способами наказывают человека за его грехи в нашем мире, заставляя его страдать, сокрушая его надежды, пытая его физически и нравственно. С одной стороны, ангелы-губители выступают как порождения зла и его посланники, с другой же — дополняют святость, придавая миру завершенность, и являются необходимой частью мироздания. Ибо несмотря на то, что существование миров зла и ангелов-губителей не является благом, они выполняют в своих сферах определенную задачу, и благодаря этим ангелам их миры существуют в своем настоящем виде. Конечно, если бы удалось искоренить до конца все зло в мире, тогда — само собой разумеется — ангелы-губители исчезли бы, ибо они могут существовать только в качестве паразитов, живущих за счет человека. Но пока человек выбирает зло, он поддерживает и кормит целые миры и «дворцы» зла, и все они — порождения его духовного недуга. С другой стороны, эти миры и «дворцы» зла сами стремятся вызвать этот недуг и неразрывно связаны с болью и страданиями, которые он приносит. В этом смысле само происхождение ангелов зла вызывается причинами, на которые они сами же и влияют. И все же в определенном смысле этих ангелов можно сравнить с полицейскими, чье существование полезно и необходимо, поскольку существует преступность. Играя в мире отрицательную роль, ангелы-губители в то же время являются сдерживающей силой, задача которой — предохранить мир от погружения в пучину зла.

Несомненно, однако, что эти ангелы черпают свои силы и могущество из постоянно умножающегося в мире зла. Их существование, таким образом, оказывается двусмысленным: с одной стороны, они были созданы, чтобы ограничить сферу добра, в которой призван жить человек (и с этой точки зрения они — необходимая часть всего мироздания), с другой стороны, по мере процветания и распространения в мире зла, порожденного человеческими поступками, ангелы-губители становятся все более независимыми и сферы их обитания разрастаются в целую империю, питающуюся злом и жиреющую на нем. Из-за этого положительная роль этой империи оказывается забытой, и начинает казаться, что зло существует ради самого себя, что цель его существования — в нем самом. И именно в этот момент, как это ни парадоксально, становится особенно ясной великая и прекрасная миссия человека. Мы видим, что человек в силах освободиться от самых сильных искушений и тем самым заставить миры зла обрести свои первоначальные формы; более того, он способен полностью изменить эти миры до такой степени, чтобы оказалось возможным включить их в систему миров святости. Это происходит, когда та часть миров, которая исказилась и извратилась, исчезает окончательно, а та их часть, которая выполняла роль ограждения для святости, приобретает принципиально иной характер.

Тем не менее, пока структура мироздания остается неизменной, ангелы-губители продолжают существовать в мире действия и даже в областях, расположенных над ним, находя себе место всюду, где есть хоть малейшая склонность ко злу. Но это случается только потому, что они сами подстрекают ко злу, провоцируют его воспроизводство, укрепляя свою власть и силу с помощью того, что сами же и вызвали, и в конечном счете служат наказанием за те грехи, совершению которых способствовали. Миры и «дворцы» зла принадлежат, с этой точки зрения, к общей структуре мира действия, и одно из их крайних проявлений — «дворец», называемый адом. Ибо когда душа человека оставляет тело и обретает способность беспрепятственно общаться с духовными сущностями, сама становясь всецело духовной и сохраняя лишь отрывочные воспоминания о своей былой связи с материей, тогда происходит следующее: все, что эта душа сделала в жизни, предстает перед ней в своем истинном виде на том уровне ее грядущего существования, который она заслужила. И вот душа грешника, выражаясь символически, опускается в ад, иными словами, полностью погружается в мир тех самых ангелов-губителей, которых она в жизни сотворила, действуя неправедно; от них ей никак нельзя освободиться, ибо существа эти со всех сторон окружают душу и сурово наказывают ее за то, что она вызвала их к жизни. И пока справедливая мера этих мук не будет отмерена, душа будет оставаться в аду. Итак, душа получает наказание не от каких-то посторонних сил, а от тех самых проявлений зла, которые породила своими собственными качествами. И только после того, как душа пройдет через отвращение, муки и боль духовного существования в атмосфере порожденного ею зла, она сможет достичь высшего уровня в соответствии со своей истинной сутью и тем добром, которое сотворила в мире.

Но даже эти относящиеся к миру действия сферы зла всецело принадлежат категории духовного и раскрываются перед человеком только посредством откровения. И потому многие антропоморфические описания ангелов-губителей так же неуклюжи и несовершенны, как и описания ангелов святости. Ибо нам не дано передать то, что не поддается материальному описанию, и любая система образов неизбежно оказывается при этом неадекватной.


Глава II. Б-жественное проявление

У Святого Творца, благословен Он, много Имен. Однако все эти Имена отражают лишь различные аспекты Б-жественного проявления, которое открывается людям. Над всем многообразием форм проявления Всевышнего пребывает основная Его сущность, которая не может быть выражена никаким именем. Мы называем эту сущность «Бесконечный, благословен Он».

Определение это служит для обозначения замкнутой в себе Б-жественной сущности, которую никак иначе нельзя назвать, ибо единственное Имя, относящееся к самой сущности Б-га, должно охватывать и далекое и близкое — то есть совершенно все. Как мы знаем, в сферах абстрактного мышления, таких, как математика и философия, под «бесконечностью» понимается нечто неизмеримое и непостижимое, и все же этот термин выражает свойство, присущее конечному. Числовой ряд, например, может быть бесконечным, однако числа ограничены как по своей сути, так и по функциям и целям, для которых они используются. Но когда мы говорим о Бесконечном, благословен Он, мы имеем в виду крайнюю степень абстракции и совершенства — то, что включает в себя все и не имеет абсолютно никаких границ.

Таким образом, единственное, что нам позволено сказать о Бесконечном, — это то, что Его невозможно ограничить никаким конкретным определением, ибо Он стоит надо всем, что может быть постигнуто или описано в любых выражениях — позитивных или негативных. О Бесконечном не только невозможно сказать, что Он в каком-то смысле ограничен или плох, но нельзя утверждать и обратное — что Он безграничен или хорош. Поскольку Сам Он не является ни материей, ни духом, невозможно утверждать, что Он существует в каком-либо измерении, доступном нашему пониманию. Противоречивость этого определения бесконечности — не просто следствие ограниченности человеческого разума. Дело в том, что между нами и Всевышним — совершенно непреодолимая пропасть, через которую нельзя перекинуть мост какого бы то ни было определения.


кому интересно,вышлю полную книгу

сама ещё не читала




Категория: Мои статьи | Добавил: Sofya-kristallik13 (20.07.2012)
Просмотров: 1366 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0  
2 эдуард   (01.05.2014 12:15) [Материал]
одну любимую свою книжку можно мне почитать

0  
1 эдуард   (01.05.2014 12:14) [Материал]
можно мне любимую твою книжку почитать ) самую самую

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]